Хоккейный клуб «Буран», один из лидеров ВХЛ сезона 2014/15, может остаться без главного трофея Братины не потому, что проиграет турнир, а просто из-за отсутствия бюджета. В интервью РИА «Воронеж» директор некоммерческого партнерства хоккейный клуб «Буран» Сергей Ткачев косвенно подтвердил, что на данный момент нет финансирования, которое покрыло бы максимально возможные игры плей-офф. Хотя пока менеджер клуба так далеко не заглядывает. На повестке дня – выплата налогов и долгов по зарплате игрокам и сотрудникам. Руководитель рассказал, откуда образовались задолженности, как вообще формируется бюджет команды и есть ли надежда взять Братину.
Поводом для встречи с Сергеем Ткачевым стали написанные им письма о тяжелом финансовом положении и долгах со стороны городской администрации перед командой. Обращения менеджер направил в правительство региона, мэрию Воронежа, областную и городскую думы и региональное спортуправление.
Цена патриотизма
- Сергей Николаевич, была ли уже реакция на обращения?
- В среду, 26 ноября, мэр Воронежа Александр Гусев провел совещание, наши проблемы услышали и пообещали, что все финансовые обязательства перед командой будут выполнены, долги закроют. В том числе нам пообещали, что будет дофинансирована детская спортшкола им. Третьяка. Это совещание было не только реакцией на письма. Разговор о том, что перед клубом есть долги, витал в воздухе.
- В письме фигурировала сумма задолженности перед клубом 45 млн рублей. Как она образовалась?
- В основном, это долг по зарплате и по налогам на зарплату. Зарплату мы выдавали до последнего, а налоги с нее не платили – было нечем. Это переходящий долг, он начал копиться еще с апреля. С прошлого сезона мы недополучили порядка 9 млн рублей. Сейчас задержка по зарплате и премиальным два месяца. Мы никогда никого деньгами не обманули, всегда выплачивали день в день. В таком положении оказались впервые за пятилетнюю историю клуба в формате некоммерческого партнерства. Ситуация неприятная, ребята волнуются. С президентом воронежской федерации хоккея Юрием Раковым мы поговорили с командой. Надеюсь, в ближайшие дни выплатим зарплату и премию за месяц. Но деньги только тогда деньги, когда они уже на расчетном счете. А когда «мы сегодня перечислили, а вы завтра увидите» – это не деньги. Спортсмены едут к нам не «сложить голову за Воронеж» и не по зову ура-патриотизма. И в хоккее, и в футболе, и в волейболе, и в баскетболе люди приезжают зарабатывать.
- Из каких источников складывается финансирование?
- Основную команду по 50% финансируют городской и областной бюджеты, такие условия были при открытии хоккейного клуба. Перечисления должны идти по утвержденному графику. Также есть расчетный счет для спонсорских взносов от организаций. Еще есть поступления от продажи билетов, атрибутики – по этой статье доходов мы шести перспективным воспитанникам, которые уже были готовы уехать в хоккейные школы Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля, стали платить стипендию от 3 тыс. до 6 тыс. рублей в месяц, обеспечили формой и питанием. В этом вопросе, я думаю, мы на правильном пути. Сама ДЮСШ финансируется напрямую из городского бюджета через отдел образования.
Лидер сезона со скромным бюджетом
- Бюджет «Бурана» заложен сразу на год или он увеличивается, в зависимости от того, как далеко команда проходит в плей-офф?
- Мы рассчитываем усредненный бюджет по предшествующему сезону, включая плей-офф. Задачи команде ставятся максимально высокие. Но в плей-офф мы не знаем, с кем будем играть через два дня, куда брать билеты и как долго продлится серия – 4 матча или 7. На игры регулярного чемпионата мы стараемся отправлять команду рейсовыми самолетами, но в плей-офф временного ценза у нас нет, часто приходится заказывать чартер. Обзваниваем компании, выбираем самую дешевую. Это очень неудобно и очень дорого. Были предложения руководству ВХЛ, в том числе мои, чтобы сэкономить, сделать конференции «Запад» и «Восток». Было бы меньше поездок и на меньшие расстояния, в пределах которых можно передвигаться автобусом. А уже на этапе плей-офф начинали бы летать.
Автобусом у нас ездит молодежная команда «Россошь». Но на матч, к примеру, в Молдову по земле уже не доедешь, мы не повезем ребят через Украину, надо брать самолет. Это дополнительные траты, но есть регламент, который мы обязаны выполнять.
- В этом году, ясно, регламент в ВХЛ уже не изменят. Все-таки хватит ли «Бурану» денег, чтобы выиграть Братину?
- Я очень надеюсь, что бизнес-сообщество нас поддержит. Я не буду сравнивать хоккей с другими видами спорта в Воронеже, но «Буран» из российских клубов ВХЛ привлекает к трансляциям домашних матчей больше всего зрителей. В среднем, с начала сезона, к каждой игре 6447 подключений. Больше смотрят только казахстанскую «Сарыарку» - в среднем 9110. Интерес к хоккею очень высок. Надеюсь, власти тоже нам помогут выиграть главный трофей.
- Нереально полностью завести команду под спонсора?
- Я подниму две руки «за», если найдется такая компания, которая будет готова полностью финансировать клуб. Мы будем выступать под ее флагом, сделаем логотипы на свитерах, на шлемах, на автобусе, под лед заложим рекламу – где угодно. Но пока такой компании, к нашему сожалению, нет.
- Деликатный вопрос, но о какой сумме вообще идет речь? Какой должен быть бюджет у команды, чтобы играть в ВХЛ?
- Вряд ли кто-то вам скажет свой бюджет. Насколько я знаю, хоккейный клуб «Буран» в конце десятки команд Лиги.
- Но какой минимально необходим?
- Минимально должны гарантировать 50 млн рублей городская администрация и 50 млн рублей правительство области. Эта сумма, на которую приходится рассчитывать командам.
Точка невозврата
- Из состава прошлого сезона ушли 8 игроков, пришли 15 – 14 новичков (если их до сих пор так можно называть) и Егор Алешин, который теперь получает зарплату в «Буране», а не в «Атланте». То есть пришло в два раза больше, чем ушло. Это в прошлом сезоне был недобор или увеличили штатное расписание?
- Никакого расширения не было. Выше заявочного списка брать игроков мы не можем. И пока у нас есть еще одно свободное место. Тренер в поиске, какой игрок ему нужен.
- Можете прокомментировать ситуации с Алексеем Даниловым и Романом Смирновым? Контракты с ними были заключены, но защитники ни одного матча не сыграли. Из-за чего так получилось? Это же тоже финансовые потери.
- Да, клуб несет потери, но они небольшие. Смирнов сказал, что он получил травму дома, готовясь к сезону. Без разрешения нашего врача сделал операцию. Мы об этом ничего не знали. Поэтому когда он приехал, мы сказали, что договор продлевать не будем. Неизвестно, что у него была за операция, восстановится он или нет. А Данилов в прошлом сезоне, говорят, был неплох. В этом году в состав «Бурана» не прошел. Держать мы не стали, договор расторгли. Это нормальная практика. Люди постоянно освобождаются.
- От «серебряного» сезона в команде осталось четыре игрока…
- Я считаю, что это очень хорошо, хотя вмешиваться в селекционную работу у меня права нет. Но думаю, что на будущий сезон мы будем еще омолаживать команду. Да, наряду с молодыми должны быть взрослые грамотные игроки, которые помогут молодежи расти. Хотелось бы, чтобы поступление было и от нашей ДЮСШ. К сожалению, 1995-1998 года рождения – провальные. Нет никого, кто прошел бы в команду. Но есть перспективные ребята в «Россоши». Подбором игроков будут заниматься тренерский штаб и спортивный директор. Пусть ездят, смотрят молодежную лигу. Хорошие игроки не берутся из ниоткуда, они вырастают. Их просто надо найти, пригласить и встроить в нашу систему.
- На днях на форуме болельщики вновь подняли тему строительства нового ледового дворца. Якобы утверждено финансирование на его проектирование. Насколько информация соответствует действительности?
- Пока все только в стадии обсуждения. Весной мы подготовили макеты. Предполагается, что ледовый дворец появится в районе Отрадного, недалеко от окружной дороги. Этот район собираются застраивать по типу Северного. Место есть, макеты есть, а дворца пока, как видите, нет. Но он нам нужен - край. Это бы нас очень подтолкнуло бы в развитии хоккея. Имея такой дворец, мы бы прошли точку невозврата к тем временам, которые у нас были лет 10 назад, когда руководству области и города спорт был не нужен. Только благодаря тому, что пришел здравомыслящий губернатор, у нас получили импульс и хоккей, и футбол, и баскетбол, и волейбол.
При наличии еще одной арены в ДЮСШ было бы гораздо больше детей. На данный момент в Воронеже можно заниматься хоккеем только в «Юбилейном» и «Северном сиянии». На миллионный город и с такой любовью к хоккею это категорически мало. У нас сейчас занимаются около 800 детишек. Имей мы 3-4 катка, у нас было бы около 3 тыс. ребят. Тогда наших воронежских воспитанников в главной команде было бы больше.